Материал подготовила член союза журналистов России,
Поисковик-краевед Дэя Григорьевна Вразова,
Посвящается подвигу речников и моряков периода
Сталинградской битвы.
E-mail: deya212@rambler.ru
Стр.1 / Стр.2 / Стр.3 / Стр.4 / Стр.5 / Стр.6 / Стр.7 / Стр.8 / Стр.9 / Стр.10 / Стр.11 / Стр.12 / Стр.13 / Стр.14 / Стр.15 / Стр.16 / Стр. 17 / Стр.18 / Стр. 19 / Стр.20 / Стр.21 / Стр.22 / Стр. 23 / Стр.24 / Стр.25 / Стр.26 / Стр.27 / Стр.28 / Стр.29 / Стр.30 / Стр.31 / Стр.32 / Стр.33 / Стр.34 / Стр.35 / Стр.36 / Стр.37 / Стр.38 /
…у Анны Ивановны сохранилась копия акта трагедии, происшедшей с баржей «Обь». Вот текст акта:
Акт
Ст. Пичуга
27 июля 1942 года
Мы, нижеподписавшиеся, капитан парохода «Джамбул» Муреев Ф.П., механик Пшеницов Е.И., шкипер баржи «Обь» Алешин И.М. и пом. шкипера Скрябин составили настоящий акт о нижеследующем: При спуске вниз по реке Волга нефтеналивной груженый караван, состоящий из барж «Обь», «Рутка» и «Медяна» за пароходами «Джамбул» и «8 февраля 1918 года» 27 июля 1942 года в 21 час 15 минут при проходе Пичуги на названный караван вражеской авиацией были сброшены фугасные и зажигательные бомбы, в результате чего баржа «Обь» груженная керосином загорелась и затонула в районе Ерзовки. При этом утонула, матрос Глазова, а матрос Алешина Анастасия Ивановна получила тяжелое ранение (закрытый перелом и ожог левой ноги). Имущество судовое и личного состава погибло. На что и составлен настоящий акт.
Подписи: Капитан Муреев
Механик Пшенцов
Шкипер Алешин
Пом. Шкипера Скачков
Уполномоченный НКРФ по проведению флота на участке Сталинград – Камышин
Ермилин /Подпись/
20 августа 1942 года
А «Гаситель»? После затопления баржи капитан Воробьев, посоветовавшись с капитанами буксировщиков, решил: технического вмешательства команды пожарного судна больше не требуется, за исключением оказания медицинской помощи раненым, которую уже оказывали медики Пичуги. И «Гаситель» взял курс на Сталинград. А вскоре на пароходе пережили такой удивительный рискованный случай в боевой жизни экипажа, о котором нельзя забыть. 8 августа в Красноармейском затоне немецкая авиация при бомбежке судов в акватории затона подожгла баржу с боеприпасами фронтового резерва. Пожар был колоссальным, и его пламя могло переброситься на железнодорожное полотно, проходящее вблизи реки…
… 24 августа такое задание было получено. Встать на переправу в центре города для эвакуации жителей города за Волгу. А мы представляем, что за обстановка была в Сталинграде после массированного налета вражеской авиации 23 и 24 числа. Сделав несколько рейсов, уже под вечер этого дня, пароход подвергся атаке группы фашистских самолетов, которые приступили к бомбежке судна с людьми на борту. Два четырехспаренных пулемета с воздушным охлаждением накалились докрасна, но самолеты стремились попасть в цель. В корпусе «Гасителя» появилось много пробоин от осколков авиабомб, а самое главное, из строя вышло рулевое управление и звуковая сигнализация. На борту появились раненые, погибли механик судна Я.Д. Ерохин и кочегар В.А. Соколов. Механика заменил его помощник С.А. Агапов, и они вместе с капитаном приступили к заделке пробоин, одновременно включив все водоотливные средства парохода. Бомбежка Волги и находившегося на ней флота продолжалась, а «Гаситель», завершив очередной рейс, уже спешил на выполнение нового задания. Зная о героизме «Гасителя». Фашистские асы постоянно охотились за ним, и однажды, им это удалось. 29 сентября 1942 года они настигли его в затоне Красной Слободы и потопили. «Гаситель» за все время участия на пожарах, переправах людей и техники через Волгу, получил 3452 пробоины, но жил до последнего. Спустя 32 года по просьбе ветеранов – речников, в том числе Петра Васильевича Воробьева, прослужившего на нем 25 лет, а также его старшего помощника, И.Я. Елагина с 20-летним стажем на «Гасителе», корабль был поднят партией ЭПРОНа. В настоящее время «Гаситель»красуется на каменном постаменте в городе на берегу Волги, там где когда-то было устье реки Царица. Героический корабль стал памятником, к которому идут и идут гости город-героя, и кажется, он и сегодня в строю, что стоит только дать тревожную сирену и «Гаситель» немедленно придет на помощь, чтобы преодолеть стихию.
«Волготанкеровский «Узбек»
И только зимой 1941-42 года эти работы были выполнены, и с начала навигации 1942 года он приступил к работе рейдового парохода под командованием капитана Машкова Г.М. и механика Березина М.И. с новым названием на борту «Узбек». Если немного отвлечься и взглянуть в историю присваиваемых названий судам нефтефлота, можно сделать вывод, что очень часто владельцы нефтевозов, вплоть до наших дней, увлекались названиями самоходного флота, озвученными именем личной национальности или национальным образованием. Так, еще в XIX веке знаменитой фирме «Т-во бр. Нобель» были интересны такие названия судов как: «Киргиз», «Калмык», «Лезгин», «Литвин», «Печенег», «Хазар», «Бурят», которые в большинстве своем не меняли наименования и в «Волготанкере» вплоть до их списания. В пароходстве «Волготанкер» существовало много судов с подобными названиями, особенно у рейдового и служебно-вспомогательного: «Абхазец», «Аджарец», «Карел», «Финн», «Казах». Даже после Отечественной войны, получив по репарации от поверженной германии десятки дизельных танкеров. В «Волготанкере» их называли: «Албанец», «Латыш», «Мордвин», «Славянин», «Монгол», «Молдаванин» и другие…
… в музее речников Волгоградского воднотранспортного узла храниться записка военного человека подполковника В.Ткаченко, адресованная заместителю наркома речного флота СССР Г.В. Харитонову, который в 1942 году возглавлял работу на нижней Волге…
… «Узбек» в перечне флота повторялся на переправах разных направлений. И в перечне судов работающих на транспортировке десанта, и на переправах 62-ой, 64-ой армий, и на других сложных «десантных» пятачках…
… но 62-я армия продолжала вести упорную борьбу с противником и крайне нуждалась в поддержании связи через Волгу. В четвертый раз пришлось менять место переправы 62 армии. «Узбек» еще находил возможность перехода через Волгу. Капитан А.М. Машков, вспоминая этот период, рассказывает: «В последние дни лед достиг такой толщины, что пароход не мог пробиться к берегу, и разгрузка стала производиться прямо у кромки льда».
… Зима 1942-43 годов по прогнозам синоптиков ожидалась ранняя и суровая. К осени почти все переправы через Волгу поддерживались артиллерийским огнем с левого берега, в том числе с канлодок Волжской военной флотилии. Орудийные залпы кораблей и плавучих батарей, стоявших на Волге были серьезной угрозой для противника. Еще Петр Первый говорил: «Храброе сердце и исправное оружие – лучшая защита государства».
… Маршал Советского Союза В.И. Чуйков высоко оценил роль артиллерии канлодок в дни обороны Сталинграда: «Мы отдаем должное той роли, которую сыграла в обороне Сталинграда артиллерия, находившаяся на левом берегу Волги, она мощным шквалом огня ослабляла атаки противника, уничтожала часть его сил на подходе». Мы приводили рассказ Виктора Клепова, бывшего главстаршины канлодки «Руднев» о том, что после чудовищной бомбежки Сталинграда 23 августа, а вскоре и выхода немцев на Волгу в районе Латошинка, рынок, Орловка, Акатовка, балка Сухая Мечетка, стало очевидным, что артиллерийская поддержка нашим войскам с Волги крайне необходима…
… в январе-феврале 1943 года все члены команды парохода «Узбек» были награждены боевыми орденами и медалями. Помощник капитана Иван Семенович Дулин был удостоен ордена Красной Звезды. Приказ о его награждении был подписан 1 февраля, а на следующий день над Волгой прозвучали последние выстрелы. Сталинградская группировка врага капитулировала.
Источник: «Опаленные Волгой». Автор – Владимир Пермяков. Издательство Самара 2002
Страницы 261-263, 264, 266, 267, 270, 272 ,274.
Материал подготовила член союза журналистов России,
Поисковик-краевед Дэя Григорьевна Вразова,
Посвящается подвигу речников и моряков периода
Сталинградской битвы.
E-mail: deya212@rambler.ru
Стр.1 / Стр.2 / Стр.3 / Стр.4 / Стр.5 / Стр.6 / Стр.7 / Стр.8 / Стр.9 / Стр.10 / Стр.11 / Стр.12 / Стр.13 / Стр.14 / Стр.15 / Стр.16 / Стр. 17 / Стр.18 / Стр. 19 / Стр.20 / Стр.21 / Стр.22 / Стр. 23 / Стр.24 / Стр.25 / Стр.26 / Стр.27 / Стр.28 / Стр.29 / Стр.30 / Стр.31 / Стр.32 / Стр.33 / Стр.34 / Стр.35 / Стр.36 / Стр.37 / Стр.38 /