Материал подготовила член союза журналистов России,
Поисковик-краевед Дэя Григорьевна Вразова,
Посвящается подвигу речников и моряков периода
Сталинградской битвы.
E-mail: deya212@rambler.ru
Стр.1 / Стр.2 / Стр.3 / Стр.4 / Стр.5 / Стр.6 / Стр.7 / Стр.8 / Стр.9 / Стр.10 / Стр.11 / Стр.12 / Стр.13 / Стр.14 / Стр.15 / Стр.16 / Стр. 17 / Стр.18 / Стр. 19 / Стр.20 / Стр.21 / Стр.22 / Стр. 23 / Стр.24 / Стр.25 / Стр.26 / Стр.27 / Стр.28 / Стр.29 / Стр.30 / Стр.31 / Стр.32 / Стр.33 / Стр.34 / Стр.35 / Стр.36 / Стр.37 / Стр.38 /
На «Струе»
Так было и в 1942 году. В самые тревожные для нижней Волги дни «Струя» с руководством наркомречфлота и пароходства появлялся там, где было очень опасно. С него поступали оперативные распоряжения по движению флота и управления всем транспортным процессом в интересах страны. На его борту находились нарком речного флота З.А. Шашков, начальник пароходства Н.С. Ромащенко, его заместитель В.И. Сухарин. В самом Сталинграде «Струю» посещал и командующий фронтом Еременко…
… Почти весь август «Струя» находилась в Сталинграде. И когда 23 на город и Волгу в районе рейда немцы обрушили тысячи авиабомб, «Струя» с правого берега перешел к острову Крит, где тоже подвергся бомбардировке. Смертельно был ранен капитан Г.И. Бушуев, надстройка получила повреждения. Всю последнюю неделю после 23 августа пароход находился в центре городской черты в сложнейшей фронтовой обстановке. Кромешные дни и ночи пришлось пережить команде. Постоянно меняя дислокацию, пароход передвигался то ниже города в район штаба Волжской военной флотилии, то вновь поднимался к городским причалам. Капитаном на судно был назначен Л.И. Бобылев, который несколько дней до назначения на «Струю» командовал пароходом «Сталинградец», потопленного 31 июля вражеской авиацией в устье Сталинградского затона. Капитан перешел на «Струю» всей семьей. С ним были жена и дочь. Все члены экипажа «Струи» без сна и отдыха выполняли указания руководителей военных операций, находящихся в это время на его борту. Непрекращающаяся бомбардировка немецкой авиации города, его речного порта, пассажирского вокзала, городской нефтебазы, заводов и судов на рейде выстроила необходимость принять срочное решение о прекращении движения караванов с грузами пылающему Сталинграду. Тем более что выше города у села Рынок на берег Волги вышли немецкие танки и артиллерия, расстреливающие прямой наводкой отстреливали проходящие суда. Виктор Володин вспоминал: «Утром 31 августа мы пароходом были уже ниже города, так как в Центральной его части находиться было невозможно. Руководством было принято решение отправить «Струю» вниз до Астрахани. Наша задача заключалась в том, чтобы по ходу вниз останавливать идущие на Сталинград караваны судов и в целях их сохранности поворачивать обратно. Но не пришлось нам выполнить это указание до конца, ибо спустя несколько часов, в ночь на 1 сентября, в день, памятный празднику первого школьного дня, в Черытыковском яру наш пароход, подорвавшись на мине, погиб». Эпицентр взрыва пришелся на капитанскую ходовую рубку. Корабль накренился и стал быстро погружаться в воду. Чудом остались в живых боцман, матрос. Виктор Володин, жена и дочь капитан. Сам Бобылев Л.И. погиб. Юношу контузило. Потом был госпиталь. Долгая борьба за жизнь – у Виктора было тяжелое ранение головы, вывихнута рука и раздроблена нога.
Маршал с нашего завода
Рассказывая о речниках Волготанкера, прославивших себя на родной Волге при защите Сталинграда, я не мог не вспомнить о своем земляке, тоже волготанкеровце – Николае Михайловиче Скоморохове. Он не был в самом Сталинграде, но воевал на Северокавказском и Юго-Западном фронтах, то есть стоял рядом с городом-героем…
…На советских истребителях он принимал участие в обороне и освобождении Кавказа, освобождении Украины, Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии, Австрии. За время войны Скоморохов совершил 605 боевых вылетов, провел 143 воздушных боя, выполнил 100 вылетов на разведку войск противника. Сбил лично 46 самолетов противника и 8 самолетов в группе, 3 самолета противника уничтожил на земле.
После войны в 1949 году окончил военную академию им. Фрунзе, в 1958 году – военную академию генерального штаба (с отличием и золотой медалью). С 1937 по 1988 год – начальник военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина. С 1988 года – советник группы генеральных инспекторов МО СССР. С 1992 по 1994 – председатель Российского комитета ветеранов войны. Маршал авиации Скоморохов Н.М. стоял у истоков создания международного фонда «Победа-45», являясь его первым президентом. За мужество и героизм в годы войны, за образцовое выполнение воинского долга Скоморохов дважды удостоен звания «Герой Советского Союза», награжден «Орденом Ленина», 5 орденами «Красного знамени», орденом «Александра Невского», 2 орденами «Отечественной войны 1 степени», орденами «Красной звезды», «Октябрьской революции», многими иностранными орденами – «Боевого красного знамени» (Венгрия), «Партизанская звезда 1 степени» (Югославия), «Красное знамя» (НРБ), «За боевые заслуги» (МНР) и многими, многими другими медалями. Командир одного авиационного полка как-то писал о нем: «В воздушных боях Николай Михайлович нетерпелив, но решителен, расчетлив и хладнокровен. Требователен к себе и подчиненным, дисциплинирован, в боевой работе не знает усталости. Участник парада Победы в Москве в 1945г., а 9 мая 1988 года на параде в честь 40-летия Победы ему было доверено пронести знамя Победы по Красной площади. Он имел степень доктора военных наук, ученую степень профессора и звание «Заслуженный военный летчик СССР».
…В 60-х годах пароход был списан, но имя героя в пароходстве не забыто, и на борту одного из пятитысячных танкеров сегодня начертано «Николай Скоморохов». А на родине Скоморохова в его родном селе Белогорское (Б. Лапоть) на Волжском откосе горного берега красуется боевой истребитель героя. И когда проходят мимо этого села суда пароходства, то каждый экипаж испытывает гордость за своего героя – героя из «Волготанкера».
Гибель «Вани Коммуниста»
Большой жертвой для пароходства «Волготанкер» явилась гибель нефтевоза «Ваня Коммунист». Вместе с легендарным пароходом погиб его капитан, один из потомственных и уважаемых в пароходстве – Александр Федорович Панин.
… 30 августа «Ваня Коммунист» шел очередным фронтовым рейсом с баржей «Амазонка», в которой было около 8 тысяч тонн лигроина. В районе села Соленое Займище ему передали распоряжение повернуть назад, так как судоходство на нижней Волге временно прекращалось. Состав был остановлен, баржа была выгружена на железнодорожной Бузанской ветке и «Ваня Коммунист» спустил ее в Астрахань для дальнейшей работы на линии Могильное-Бузан. Пароходу и его команде было суждено в числе огромной «эскадры» судов эвакуироваться из Астрахани в Гурьев.
… На «челночной» работе были задействованы пароходы «Чеченец» и переданный «Волготанкеру» из Нижневолжского пароходства «8 февраля 1918 года». Рабочая «вертушка» из девяти пароходов барж из 21 единиц, а также нефтеперекачивающей станции №141 ежедневно поставляла в Гурьев порядка десяти тысяч тонн нефтепродуктов. Суда так заработались, что последним рейсом не могли зайти в устье реки, Урал замерз. Всем была дана команда срочно уйти на зимовку в порт Шевченко. Но и здесь было поздно.
В ходовой рубке за штурвалом стоял третий штурман Сергей Иванович Юданов. Вот что он рассказывает: «Когда я взял направление каравана на перевал, в рубку с палубы поднялся капитан Панин. Он взял бинокль, осмотрел водяную гладь, путевую плавучую обстановку, подкорректировал избранный мною курс и дал несколько советов. Мы в эти часы не расслаблялись, так как знали, что только за последние дни в этом районе Волги подорвались на минах пароходы «Эривань», «Сергей Лазо», баржи «Катунь» и «Комсомолка», поэтому строго следили за обстановкой, ограждающей минные поля. Прошло не более 3-4 минут, как раздался оглушительный взрыв, в результате которого носовую часть судна по машинное отделение мгновенно оторвало. Надстройку штурвальной рубки подняло на высоту. В рубке мы находились вдвоем с капитаном. Раздался шум, треск, свист пара из разорванной магистрали. Нас завалило крышей рубки, но на мостике моментально оказался матрос Коля Остренин и быстро принялся освобождать, но сил у него не хватало. Я слышал, как капитан призывал о помощи. Мне с большим усилием удалось освободиться из-под крыши рубки и я, первым долгом, бросился к капитану. Клубы пара не давали мне пройти через котельный барабан. Я побежал по правому борту, добрался до колесного сияния и здесь увидел, как рубка стремительно погрузилась в водную пучину, унося с собой нашего капитана. Моментально образовалась огромная воронка. Переждав мгновение, я бросился в воду и ухватился за плавающие доски от разбитой надстройки. Наблюдая за образовавшимся водоворотом, я увидел, как всплыла крыша кожуховых кают, мы с несколькими людьми из команды забрались на нее, удерживаясь на плаву. В это время медленно погрузилась кормовая часть парохода, и на поверхности воды остались только замазученные обломки от деревянных частей судна. Несколько позже нас подобрали бакенщики на лодках, раненным оказали помощь и отправили в районную больницу». А вот как вспоминает эту трагедию ветеран речного флота, потомственный волгарь Яков Федорович Юрасов. На судах по Волге ходил его дед, лоцманом работал на разных пароходах в первые годы советской власти отец – Федор Александрович. Яков решил идти по их стопам.
… «корабли как люди, - вспоминает Юрасов. – У каждого из них своя биография, своя интересная жизнь». Долгое время работал он на бензиновозе «Игарка». На нем и встретил войну. Весной 1943 года его назначили вторым помощником механика на пароход «Ваня Коммунист», возвратившегося на Волгу с северного Каспия. Произошло это 17 апреля. Пароход стоял на ремонте у завода имени Ленина из-за течи дымогарных труб.
… «13 мая, - вспоминает он, - после того, как поработал с котлом на стоянке в Красноармейске, я постирал белье, развесил его на леере возле своей каюты, решил отдохнуть. Лег на койку, но сон что-то не шел. Встал, подошел к раскрытому настежь окну и вдруг оглушительным взрывом меня подбросило. На миг я увидел, как над моей каютой, находящейся в центре надстройки парохода, пролетела стоявшая на верхней палубе зенитная пушка, после чего я очутился в воде. Быстро поплыл, не сознавая еще, куда. Оглянувшись, увидел, что от нашего парохода остались лишь тонувшая корма. На воде плавали различные разбитые деревянные обломки, а рядом на части крыши надстройки, как на спасательном плотике, теснились кучкой кто-то из членов команды. Я хотел подплыть к ним, но у меня не хватило сил, из рваной раны на руке лилась кровь. Людей стал подбирать откуда-то появившийся тральщик, но меня подобрал из воды бакенщик. Всех нас отвезли в больницу Красноармейска, и там я узнало судьбе других членов экипажа. С нами не было капитана, он погиб. Механик Тимофеев находился во время взрыва с масленщиком и своим помощником на корме судна. Они спаслись, перепрыгнув в считанные секунды на борт пришедшей по инерции в корму парохода буксируемой баржи «Чулым». Выброшенный взрывом в воду, остался в живых кочегар Тетеркин. Хуже пришлось рулевому Цыглаковой. В момент взрыва она находилась у себя в каюте в носовом кубрике. Мужественная женщина не потеряла сознания и сумела выбраться из мазута через люк на поверхность воды. Остальные 14 человек из экипажа погибли. Это были капитан Панин А.Ф., первый штурман Князев К.П., первый помощник механика Мазанов А.А., рулевой Сухоручкин А.И., масленщики Мурашев С.И. и Жуков В.Н., кочегары Козьмин В.Ф., Исаев З.К., Ершов, кок Внукова Е.Г., матросы Остренина Н.Г., Рогачева К.Я., Соловьева Е.А. и Юданова Е.И.».
… Погиб легендарный капитан нефтефлота. Погиб пароход «Ваня Коммунист», имеющий богатую историю, которую хорошо знают ветераны пароходства. Героическая биография этого буксира началась грозным летом 1918. Для участия в боях гражданской создавалась Волжская военная флотилия. Небольшой буксирный пароход «Ваня» встал в строй флотилии, после того как волгари и пришедшие к ним на помощь моряки Балтии, переоборудовали его, укрепили корпус, палубу, вооружили, чем могли и громко нарекли канонерской лодкой. После окончания работ назвали его с любовью «Ваня Коммунист».
… В архивных документах пароходства хранится полный список погибшей команды баржи и находившихся на ней детей. Это шкипер Василий Фомич Замочников, матросы – жена шкипера Пелагея Васильевна Замочникова, их дочь Валентина, сын Сергей, двое маленьких детей Замочниковых, одному из которых было всего полтора года; помощники шкипера Павел Акимович Андреев, Степан Григорьевич Мишуков, матросы Ирина Ивановна и Мария Степановна Мишуковы. 8-го мая в районе села Караваинка подорвались на мине, и погибла баржа «Катунь» с бензином более 9000 тонн. На ней погибли матросы Степаненков А.К., Солодникова Е.Д., Шитова М.И., Богатовы Мария и Клавдия. Весь май в разных районах Волги от Замьян до Камышина гремели взрывы мин и гибли суда. 10 мая в Замьянах - «Тральшик №26», 11 мая в Солодинках – «Тральшик №119», 17 мая в Ступинском Яру – канонерская лодка «Красный Дагестан», 26 мая у Караванки-канонерская лодка «Красногвардеец». На нижней Волге создалась серьезная угроза судоходству. Сталинградский обком партии, разбираясь о причинах потерь речного флота, указал, что Волжская военная флотилия не справилась с возложенными на нее задачами по разминированию русла реки Волги и не обеспечила безопасной проводки караванов с нефтью.
Решение ГКО по Нижней Волге
Убедившись, что минная война на Волге проиграна, немецкое командование решило перейти от минных поставок на фарватере к нанесению бомбовых ударов по Волжским городам и судам, находившимся в пути на рейдах. 6 мая в Солодниках 6 самолетов «Хе-111» атаковали состав парохода «Пархоменко», идущий вверх с баржей «Комсомолка» груженый бензином. Взвод ПВО встретил самолеты мощным огнем защитных установок, в результате бомбы с них были сброшены на берег, где и взорвались. 14 мая в районе села Горный Балыклей самолеты атаковали сухогрузный состав парохода «Рыбак». 17 мая в районе Владимировки был массивный налет на нефтекараваны пароходов «Степан Разин», «Чеченец», «опора Социализма», «Тельман», «Краснофлотец». 19 мая в районе села Соленое Займище самолет «Хе-111» обстрелял теплоход «Кронштадт», 21 мая на Пришибинском перекате – пароход «Блидман», 22 мая – танкер «Печенег». В ночь с 12 на 13 июня около пятидесяти немецких самолетов совершили групповой налет на Саратов. Стоящие на рейде корабли флотилии и вооруженные суда вели по ним огонь, но летчики сбросили бомбы на нефтеперегонный завод имени Кирова, от чего последовали взрывы и пожары, бушевавшие всю ночь. Командующий флотилией приказал кораблям прикрывать своим огнем нефтекараваны в районе Увек – Саратов и на подходах к ним. 14 июня вечером «Юнкерсы» вновь подошли к городу с разных направлений. И снова были пожары в районе Увека. Три ночи подряд немцы громили Саратов. В ночь с 17 на 18 июня группа немецких самолетов до 30 единиц совершила налет на Камышин, а несколько самолетов бомбили Астрахань. 19 июня восемнадцать самолетов вновь бомбили Камышинскую нефтебазу, но она не пострадала. Система наблюдения, маскировки судового хода и проводка судов, применяемая в этот период на Нижней Волге, полностью себя оправдала. Совместные мероприятия пароходства и военной флотилии по обеспечению безопасности судоходства позволили сократить потери флота с воздуха и от мин.
… В соответствии с этим приказом «Волготанкеру» для буксировки нефтекараванов было передано 12 канонерских лодок: «Н. Островский», «Красногвардеец», «Производственник», «Конституция», «Чкалов», «Память Котовского», «Правда», «Федосеенко», «Громов», «Киров», «Руднев», и «Иркутск».
… Ученые Советского Союза И.В. Курчатов, А.Ф. Иоффе, А.П. Александров были инициаторами работы по предохранению кораблей от неконтактных мин. Еще в 1956 году эта работа проводилась в лаборатории полимеров Ленинградского физико-технического института, которую возглавлял А.П. Александров. Через три года была создана аппаратура, снижающая поле магнитного корабля. Испытания на Ладожском озере в 1939 году подтвердили эффективность размагничивания. С начала войны под руководством профессора И.В. Курчатова успешно прошли испытания на Черном море. После этого создались бригады по размагничиванию на Балтике и Каспии. С мая 1942 года пробы по размагничиванию начали проводиться на кораблях волжской военной флотилии, а начало навигации 1943 года, с потерями флота от мин, вернуло Наркомат ВМФ к решению по развертыванию СБР на Нижней Волге. По распоряжению ВМФ с Каспийского моря в район Астрахани перебрасывается четыре СБР, две из которых уходят в Саратов, одна в Сталинград и одна – Дурновскую воложку. Почти все суда с апреля месяца, по соответствующему графику, перед рейсами проходили размагничивание.
… Позже в своих воспоминаниях о битве на Волге адмирал флота Ю.А. Пантелеев в своей книге «Полвека на флоте» вспоминает: «Фашисты понимали значение Волги для нашей страны. Но не суждено было сбыться их разбойничьим планам. Они потерпели разгром в Сталинграде, провалилась их ставка на минную войну. До наступления зимы мы уничтожили 751 немецкую мину. Навигация продолжалась полным ходом. По реке прошло тысячи судов. Они перевезли 7 миллионов тонн нефтепродуктов. Это был финал битвы за Волгу».
Источник: «Опаленные Волгой». Автор – Владимир Пермяков. Издательство Самара 2002
Страницы: 366, 367, 369, 370, 372, 382, 384, 385, 386-387, 388, 389, 393-394, 400-401, 402, 406.
Материал подготовила член союза журналистов России,
Поисковик-краевед Дэя Григорьевна Вразова,
Посвящается подвигу речников и моряков периода
Сталинградской битвы.
E-mail: deya212@rambler.ru
Стр.1 / Стр.2 / Стр.3 / Стр.4 / Стр.5 / Стр.6 / Стр.7 / Стр.8 / Стр.9 / Стр.10 / Стр.11 / Стр.12 / Стр.13 / Стр.14 / Стр.15 / Стр.16 / Стр. 17 / Стр.18 / Стр. 19 / Стр.20 / Стр.21 / Стр.22 / Стр. 23 / Стр.24 / Стр.25 / Стр.26 / Стр.27 / Стр.28 / Стр.29 / Стр.30 / Стр.31 / Стр.32 / Стр.33 / Стр.34 / Стр.35 / Стр.36 / Стр.37 / Стр.38 /